Межрегиональная благотворительная
общественная организация содействия
в реализации социальных программ
в области медицины и здравоохранения
«ВОЗРОЖДЕНИЕ»
vk.com/vozrozhdenie2007
t.me/vozroshdenie
  • +7 (495) 783–7442
  • +7 (925)150–1899
2022г 535568,10i
2021г 4287933,11i
2020г 3072520,38i

Заседание Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

23 декабря 2011 г. общественная организация «Возрождение» приняла участие в заседании Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Открыла и вела заседание Министр здравоохранения и социального развития РФ Т.А.Голикова.

На заседании были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Обсуждение и принятие решения по вопросам медико-социальной экспертизы;
  2. Обсуждение основных направлений работы Совета в 2012 году:

-        вопросы создание системы медицинской помощи пациентам с редкими заболеваниями;

-        вопросы оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

-        вопросы по регистрации и обороту лекарственных средств;

-        вопросы по возможным концепциям льготного лекарственного обеспечения;

-        другие направления работы.

  1. «Опыт взаимодействия Европейского медицинского агентства с обществами пациентов» - Ирина Владимировна Мясникова, Председатель Правления Межрегиональной общественной организации «Помощь больным муковисцидозом».

По итогам проведения заседания участники единогласно приняли проект Решения Совета по вопросам медико-социальной экспертизы.

Решение Совета общественных организаций по защите прав пациентов

при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 «23» декабря  2011 г.

Концепция совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов: «…Проблема комплексной реабилитации инвалидов в Российской Федерации в последние годы постепенно из категории «социальной» перешла в категорию «национальной безопасности». Объясняется это тем, что на фоне устойчивой и долговременной убыли населения быстро увеличивается численность инвалидов в стране. Если в 1992 году в России было 3,98 млн. инвалидов, то сегодня их численность составляет 13,1 млн. человек. Ежегодно в учреждениях медико-социальной экспертизы освидетельствуется более 4 млн. человек, из них впервые признаются инвалидами около 1 млн. человек, повторно – 2,5 млн. граждан.

Существующая в настоящее время нормативная правовая база не обеспечивает должной объективности в установлении инвалидности и назначения реабилитационных мероприятий, что сказывается на качестве медико-социальной экспертизы. В связи с этим доля измененных решений бюро медико-социальной экспертизы главными бюро медико-социальной экспертизы по обжалованию граждан среди всех проверенных решений по обжалованию составляет более 10 процентов.

Специалистами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) прогнозируется, что при сохранении действующей системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов к 2015 году численность взрослых инвалидов в Российской Федерации составит 15,3 – 15,5 млн. человек. Это увеличение числа инвалидов произойдет на фоне продолжающегося демографического кризиса.

В 90-е годы прошлого столетия были утрачены некоторые достижения профилактической медицины, ухудшились основные показатели здоровья (продолжительность жизни, рождаемость, смертность, инвалидность).

Существующие реабилитационные учреждения социальной направленности работают без достаточной координации своих действий, разрозненно, и это резко отрицательно сказывается на эффективности реабилитационного процесса.

Действующая система медико-социальной экспертизы и реабилитации предполагает неоднократное посещение гражданами ряда учреждений, затрату времени и усилий для получения документов, необходимых для предоставления услуг по медико-социальной экспертизе.

Крайне медленно в работу структур, участвующих в решении проблем комплексной реабилитации, внедряются современные информационные технологии. Это приводит, с одной стороны, к низкой эффективности работы данных структур, а, с другой, затрудняют контроль целевого использования выделяемых для решения этой задачи средств …».

Необходимо отметить, что реабилитационная помощь представлена в изолированном, не связанном друг с другом виде – медицинской или социальной модели, существующие межведомственные барьеры между медицинскими учреждениями и реабилитационными учреждениями социальной направленности не позволяют производить комплексную реабилитацию.

Более того, реабилитационные мероприятия начинаются только с момента  установления группы инвалидности, что негативно сказывается на всем процессе реабилитации.

Несмотря на то, что деятельность бюро МСЭ в принятии решений о признании граждан инвалидами достаточно регламентирована, вопрос прохождения экспертизы вызывает многочисленные конфликты и как следствие обращения и жалобы.

По мнению Совета необходимо более детальное правовое регулирование вопросов осуществления медико-социальной экспертизы с точки зрения  соблюдения  прав граждан.

В результате анализа правовой базы регламентирующей проведение медико-социальной экспертизы Совет общественных организаций по защите прав пациентов РЕКОМЕНДУЕТ Министерству здравоохранения и социального развития РФ:

1. В практике работы бюро МСЭ при рассмотрении жалоб граждан на решения МСЭ, заседания комиссий в отдельных случаях проводятся без гражданина, а заявитель узнает о решении комиссии по почте. Таким образом, граждане не имеют возможности высказать свои претензии и подробно довести информацию о состоянии своего здоровья до членов комиссии.

В этой связи необходимо поручить ФМБА России изучить практику вынесения комиссией МСЭ решений в заочном порядке без заявления гражданина на проведение заочной медико-социальной экспертизы, в  случае выявления  нарушения прав граждан принять соответствующие меры. Проработать вопрос о порядке уведомления и получения его согласия на проведении медико-социальной экспертизы в заочной форме.

2. В случае если гражданин просит обеспечить присутствие доверенных лиц или  ближайших родственников необходимо предоставить такую возможность. Такое право гражданина обеспечило бы более комфортную обстановку при проведении экспертизы и позволило бы комиссии собрать более достоверную информацию о социальном статусе гражданина.

Необходимо ввести нормы предоставляющие право гражданину проходить освидетельствование в присутствии доверенных лиц освидетельствуемого гражданина.

Определить четко категорию граждан (доверенных лиц) и механизм учета предоставляемой ими информации при освидетельствовании  гражданина. 

Данное положение необходимо отразить в следующих нормативных документах:

- Правила признания лица инвалидом (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.04.2008 N 247, от 30.12.2009 N 1121), утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95; Самая простоя проверка купюр на подлинность осуществляется через детектор валют pro с ультрафиолетовой детекцией

- Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы,  утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 11 апреля 2011 г. N 295н

3. При освидетельствовании граждан страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, требующими специализированного лечения, часто возникает вопрос недостаточной квалификации членов экспертной комиссии, что приводит к затруднению в оценке состояния гражданина и ошибочным решениям.

В п. 49 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы есть норма предусматривающая возможность привлечения к работе комиссий сторонних специалистов.

По мнению Совета необходима более детальная правовая регламентация данной позиции предусматривающая: порядок привлечения специалистов к работе комиссии, права специалиста при проведении МСЭ, учет мнения специалиста при обжаловании решений МСЭ.

Необходима более четкая регламентация обследования граждан при направлении ЛПУ в учреждения МСЭ на медико-социальную экспертизу.

Данное положение необходимо отразить в следующих нормативных документах:

- Правила признания лица инвалидом (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.04.2008 N 247, от 30.12.2009 N 1121), утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95;

- Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы,  утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 11 апреля 2011 г. N 295н

4. При проведении МСЭ у граждан страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями возникают затруднения при оценке специалистами бюро степени нарушенных функций с учетом специфики конкретных заболеваний и категорий жизнедеятельности.

По мнению Совета необходимо привлечение общественных организаций инвалидов при доработке новых классификаций и критериев по определению инвалидности и кодификатора категорий инвалидности с учетом полученных результатов пилотного проекта.

Разработать методические рекомендации по применению новых классификаций и критериев по определению инвалидности с учетом различных нозологий, что облегчит проведение МСЭ, в то же время решения бюро по конкретным случаям будут опираться на объективные критерии оценки состояния гражданина. При разработке методических рекомендаций привлекать ведущие научно-практические, лечебно-профилактические центры.

Данное положение необходимо отразить в следующих нормативных документах:

- Правила признания лица инвалидом (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.04.2008 N 247, от 30.12.2009 N 1121), утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95;

- Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы,  утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 11 апреля 2011 г. N 295н

5. Совет считает, что информация о правах граждан при освидетельствовании позволит повысить уровень защищенности граждан в процессе прохождения МСЭ.

В этой связи необходимо дать поручение ФМБА России совместно с пациентскими организациями рассмотреть вопрос составления обязательных для ознакомления граждан информационных памяток, их выпуска в доступном формате.

Считаем целесообразным создание специальной справочной странички на сайте Минздравсоцразвития России, а также на информационном портале «Учимся жить вместе».

6. Для эффективного функционирования системы МСЭ в 2011 году организовано и проведено обучение (подготовка, переподготовка, повышение квалификации) специалистов учреждений МСЭ работе с кодификатором категорий инвалидности с учетом положений  Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ).

Необходимо продолжить в 2012 году обучение специалистов МСЭ современным подходам - работе с кодификатором категорий инвалидности с учетом положений МКФ, дифференцированным по преимущественному  виду помощи, в которой нуждается  инвалид. 

Необходимо дать поручение ФМБА России рассмотреть вопрос доукомплектования на постоянной основе комиссий МСЭ различными специалистами, в том числе психологами, специалистами по реабилитации, специалистами  по социальной работе, а также вопрос о повышении заработной платы  сотрудникам  учреждений МСЭ.

7. Считаем, что дальнейшее развитие системы льготного лекарственного обеспечения, обеспечения техническими средствами реабилитации и медицинской медико-социальной реабилитации не должно быть жестко привязано к наличию у гражданина статуса «инвалид».

Система льготного лекарственного обеспечения, обеспечения техническими средствами реабилитации и медико-социальной реабилитации должна служить профилактике   инвалидизации населения и строиться на основании наличия у граждан, каких-либо инвалидизирующих хронических заболеваний и функциональных нарушений организма.

Таким образом, право на льготное лекарственное обеспечение, обеспечение техническими средствами реабилитации и медико-социальную  реабилитацию должно зависеть от наличия конкретного заболевания в специальном Перечне тяжелых инвалидизирующих хронических заболеваний и функциональных нарушений организма. Лекарственное обеспечение и обеспечение техническими средствами реабилитации данной группы граждан должно осуществляться за счет федерального и региональных бюджетов. Полномочия бюджетов разных уровней должны быть четко определены в законодательном порядке.

Данное положение необходимо отразить в следующих нормативных документах:

- Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

- Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (с изменениями от 10 июля 1995 г., 27 декабря 1997 г., 3 августа 1998 г., 29 марта, 5 апреля 1999 г., 21 сентября 2000 г., 9 ноября 2001 г., 14 февраля 2002 г.). 

8. Одним из важнейших направлений в профилактике инвалидизации населения являются медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение. За последние годы благодаря применению инновационных средств и протоколов лечения заболевания, ранее считавшиеся неизлечимыми, могут быть излечены полностью или достигается полная клиническая ремиссия. Очевидно, что такие пациенты, наряду с другими, нуждаются в реабилитационных программах и лечении в санаторно-курортных организациях. Однако действующие нормативные документы устанавливают прямые противопоказания для направления определенных категорий хронических больных на долечивание (реабилитацию) в санатории. Так, например, пациенты с онкологическим или гематологическим диагнозом в анамнезе необоснованно исключаются из реабилитационных мероприятий по общим противопоказаниям к санаторно-курортному лечению.

В связи с этим в свете современных достижений медицинской отрасли Совет считает необходимым пересмотреть методические рекомендации по направлению хронических больных нареабилитационное лечение в условиях санатория.

9. В настоящее время все технические средства реабилитации инвалидов в рамках федерального перечня ТСР закупаются на основании Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ оказании услуг для государственных и муниципальных нужд», который  в качестве основного критерия отбора победителя аукциона предусматривает цену товара. Таким образом, в большинстве случаев поставщики вынуждены участвовать  в государственных аукционах с наиболее дешевыми техническими средствами реабилитации, которые зачастую не в полной мере отвечают потребностям инвалидов в уходе и реабилитации.

Как результат производители не переходят на новые технологии, поскольку они массово не востребованы, а инвалиды вынуждены искать необходимые им технические средства реабилитации иностранного производства, стоимость которых для них порой непосильна. В самом худшем положении оказываются инвалиды со сложными нарушениями функций организма, которые нуждаются в более обширной помощи для реабилитации.  Такой замкнутый круг приводит к неудовлетворению реабилитационных потребностей инвалидов, снижению результатов реабилитационного процесса и как следствие – к  недостижению целей реабилитации - социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

В частности, данный вопрос в качестве приоритетного обсуждался на встрече Президента РФ Дмитрия Медведева с представителями инвалидных организаций 13 октября с.г. в Кремле, и по итогам данной встречи дано поручение Президента (ПР-3516 от 23.12.2011г.) ответственным  ведомствам  по внесению поправок  в действующие нормативные акты. Совет полностью поддерживает  данные предложения, и считает целесообразным  введение критерия качества продукции в качестве основного  при проведении государственных аукционов по закупке технических средств реабилитации инвалидов. Данные положения необходимо зафиксировать путем поправок  в 94-ФЗ. Помимо этого, считаем  целесообразным  применение международных стандартов при подборе технических средств реабилитации для инвалидов.

Совет предлагает внести соответствующие изменения в действующее законодательство, предусматривающие введение определенных критериев к качеству, эффективности и потребительским свойствам лекарственных средств и технических средств реабилитации, закупаемых за счет государственного бюджета.

Порядок подбора  ТСР должен быть гибким и основываться на Перечне показаний и противопоказаний для обеспечения  техническими средствами реабилитации инвалидов. 

В настоящее время Минздравсоцразвития России выработаны подходы к решению данного вопроса.

Одной из мер является включение в конкурсную документацию, разрабатываемую уполномоченными органами, а именно: Фондом или уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, которому в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», переданы полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению ТСР (далее – субъект Российской Федерации), требований к виду и размеру обеспечения исполнения государственного контракта на поставку ТСР.

Иной мерой повышения качества поставляемых ТСР может быть комплекс мероприятий, осуществляемых Фондом. 

К указанным мероприятиям относится подготовка конкретных рекомендаций территориальным органам Фонда по разработке технических заданий при размещении заказов на поставку качественных ТСР, в том числе кресел-колясок. Данные рекомендации будут согласовываться с ФАС России.

В целях удовлетворения индивидуальных потребностей каждого инвалида мероприятиями предусмотрено также: разделение лотов по видам наименований при размещении заказов на поставку ТСР, а также включение в технические задания, разрабатываемые территориальными органами Фонда, качественных характеристик закупаемых ТСР; включение в конкурсную документацию: требований к виду и размеру обеспечения исполнения государственного контракта, требований о доставке и передаче ТСР по месту жительства инвалида в присутствии ответственного лица Фонда или уполномоченного органа субъекта Российской Федерации. 

10. Учитывая социальное значение всего комплекса проблем связанных с проведением медико-социальной экспертизы Совет считает целесообразным рассмотреть вопрос разработки отдельного федерального закона, более детально регулирующего все аспекты правоотношений возникающих в данной области.

 



23 декабря 2011 г. общественная организация «Возрождение» приняла участие в заседании Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Открыла и вела заседание Министр здравоохранения и социального развития РФ Т.А.Голикова.

На заседании были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Обсуждение и принятие решения по вопросам медико-социальной экспертизы;
  2. Обсуждение основных направлений работы Совета в 2012 году:

-        вопросы создание системы медицинской помощи пациентам с редкими заболеваниями;

-        вопросы оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

-        вопросы по регистрации и обороту лекарственных средств;

-        вопросы по возможным концепциям льготного лекарственного обеспечения;

-        другие направления работы.

  1. «Опыт взаимодействия Европейского медицинского агентства с обществами пациентов» - Ирина Владимировна Мясникова, Председатель Правления Межрегиональной общественной организации «Помощь больным муковисцидозом».

По итогам проведения заседания участники единогласно приняли проект Решения Совета по вопросам медико-социальной экспертизы.

Решение Совета общественных организаций по защите прав пациентов

при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 «23» декабря  2011 г.

Концепция совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов: «…Проблема комплексной реабилитации инвалидов в Российской Федерации в последние годы постепенно из категории «социальной» перешла в категорию «национальной безопасности». Объясняется это тем, что на фоне устойчивой и долговременной убыли населения быстро увеличивается численность инвалидов в стране. Если в 1992 году в России было 3,98 млн. инвалидов, то сегодня их численность составляет 13,1 млн. человек. Ежегодно в учреждениях медико-социальной экспертизы освидетельствуется более 4 млн. человек, из них впервые признаются инвалидами около 1 млн. человек, повторно – 2,5 млн. граждан.

Существующая в настоящее время нормативная правовая база не обеспечивает должной объективности в установлении инвалидности и назначения реабилитационных мероприятий, что сказывается на качестве медико-социальной экспертизы. В связи с этим доля измененных решений бюро медико-социальной экспертизы главными бюро медико-социальной экспертизы по обжалованию граждан среди всех проверенных решений по обжалованию составляет более 10 процентов.

Специалистами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) прогнозируется, что при сохранении действующей системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов к 2015 году численность взрослых инвалидов в Российской Федерации составит 15,3 – 15,5 млн. человек. Это увеличение числа инвалидов произойдет на фоне продолжающегося демографического кризиса.

В 90-е годы прошлого столетия были утрачены некоторые достижения профилактической медицины, ухудшились основные показатели здоровья (продолжительность жизни, рождаемость, смертность, инвалидность).

Существующие реабилитационные учреждения социальной направленности работают без достаточной координации своих действий, разрозненно, и это резко отрицательно сказывается на эффективности реабилитационного процесса.

Действующая система медико-социальной экспертизы и реабилитации предполагает неоднократное посещение гражданами ряда учреждений, затрату времени и усилий для получения документов, необходимых для предоставления услуг по медико-социальной экспертизе.

Крайне медленно в работу структур, участвующих в решении проблем комплексной реабилитации, внедряются современные информационные технологии. Это приводит, с одной стороны, к низкой эффективности работы данных структур, а, с другой, затрудняют контроль целевого использования выделяемых для решения этой задачи средств …».

Необходимо отметить, что реабилитационная помощь представлена в изолированном, не связанном друг с другом виде – медицинской или социальной модели, существующие межведомственные барьеры между медицинскими учреждениями и реабилитационными учреждениями социальной направленности не позволяют производить комплексную реабилитацию.

Более того, реабилитационные мероприятия начинаются только с момента  установления группы инвалидности, что негативно сказывается на всем процессе реабилитации.

Несмотря на то, что деятельность бюро МСЭ в принятии решений о признании граждан инвалидами достаточно регламентирована, вопрос прохождения экспертизы вызывает многочисленные конфликты и как следствие обращения и жалобы.

По мнению Совета необходимо более детальное правовое регулирование вопросов осуществления медико-социальной экспертизы с точки зрения  соблюдения  прав граждан.

В результате анализа правовой базы регламентирующей проведение медико-социальной экспертизы Совет общественных организаций по защите прав пациентов РЕКОМЕНДУЕТ Министерству здравоохранения и социального развития РФ:

1. В практике работы бюро МСЭ при рассмотрении жалоб граждан на решения МСЭ, заседания комиссий в отдельных случаях проводятся без гражданина, а заявитель узнает о решении комиссии по почте. Таким образом, граждане не имеют возможности высказать свои претензии и подробно довести информацию о состоянии своего здоровья до членов комиссии.

В этой связи необходимо поручить ФМБА России изучить практику вынесения комиссией МСЭ решений в заочном порядке без заявления гражданина на проведение заочной медико-социальной экспертизы, в  случае выявления  нарушения прав граждан принять соответствующие меры. Проработать вопрос о порядке уведомления и получения его согласия на проведении медико-социальной экспертизы в заочной форме.

2. В случае если гражданин просит обеспечить присутствие доверенных лиц или  ближайших родственников необходимо предоставить такую возможность. Такое право гражданина обеспечило бы более комфортную обстановку при проведении экспертизы и позволило бы комиссии собрать более достоверную информацию о социальном статусе гражданина.

Необходимо ввести нормы предоставляющие право гражданину проходить освидетельствование в присутствии доверенных лиц освидетельствуемого гражданина.

Определить четко категорию граждан (доверенных лиц) и механизм учета предоставляемой ими информации при освидетельствовании  гражданина. 

Данное положение необходимо отразить в следующих нормативных документах:

- Правила признания лица инвалидом (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.04.2008 N 247, от 30.12.2009 N 1121), утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95; Самая простоя проверка купюр на подлинность осуществляется через детектор валют pro с ультрафиолетовой детекцией

- Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы,  утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 11 апреля 2011 г. N 295н

3. При освидетельствовании граждан страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, требующими специализированного лечения, часто возникает вопрос недостаточной квалификации членов экспертной комиссии, что приводит к затруднению в оценке состояния гражданина и ошибочным решениям.

В п. 49 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы есть норма предусматривающая возможность привлечения к работе комиссий сторонних специалистов.

По мнению Совета необходима более детальная правовая регламентация данной позиции предусматривающая: порядок привлечения специалистов к работе комиссии, права специалиста при проведении МСЭ, учет мнения специалиста при обжаловании решений МСЭ.

Необходима более четкая регламентация обследования граждан при направлении ЛПУ в учреждения МСЭ на медико-социальную экспертизу.

Данное положение необходимо отразить в следующих нормативных документах:

- Правила признания лица инвалидом (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.04.2008 N 247, от 30.12.2009 N 1121), утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95;

- Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы,  утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 11 апреля 2011 г. N 295н

4. При проведении МСЭ у граждан страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями возникают затруднения при оценке специалистами бюро степени нарушенных функций с учетом специфики конкретных заболеваний и категорий жизнедеятельности.

По мнению Совета необходимо привлечение общественных организаций инвалидов при доработке новых классификаций и критериев по определению инвалидности и кодификатора категорий инвалидности с учетом полученных результатов пилотного проекта.

Разработать методические рекомендации по применению новых классификаций и критериев по определению инвалидности с учетом различных нозологий, что облегчит проведение МСЭ, в то же время решения бюро по конкретным случаям будут опираться на объективные критерии оценки состояния гражданина. При разработке методических рекомендаций привлекать ведущие научно-практические, лечебно-профилактические центры.

Данное положение необходимо отразить в следующих нормативных документах:

- Правила признания лица инвалидом (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.04.2008 N 247, от 30.12.2009 N 1121), утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95;

- Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы,  утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 11 апреля 2011 г. N 295н

5. Совет считает, что информация о правах граждан при освидетельствовании позволит повысить уровень защищенности граждан в процессе прохождения МСЭ.

В этой связи необходимо дать поручение ФМБА России совместно с пациентскими организациями рассмотреть вопрос составления обязательных для ознакомления граждан информационных памяток, их выпуска в доступном формате.

Считаем целесообразным создание специальной справочной странички на сайте Минздравсоцразвития России, а также на информационном портале «Учимся жить вместе».

6. Для эффективного функционирования системы МСЭ в 2011 году организовано и проведено обучение (подготовка, переподготовка, повышение квалификации) специалистов учреждений МСЭ работе с кодификатором категорий инвалидности с учетом положений  Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ).

Необходимо продолжить в 2012 году обучение специалистов МСЭ современным подходам - работе с кодификатором категорий инвалидности с учетом положений МКФ, дифференцированным по преимущественному  виду помощи, в которой нуждается  инвалид. 

Необходимо дать поручение ФМБА России рассмотреть вопрос доукомплектования на постоянной основе комиссий МСЭ различными специалистами, в том числе психологами, специалистами по реабилитации, специалистами  по социальной работе, а также вопрос о повышении заработной платы  сотрудникам  учреждений МСЭ.

7. Считаем, что дальнейшее развитие системы льготного лекарственного обеспечения, обеспечения техническими средствами реабилитации и медицинской медико-социальной реабилитации не должно быть жестко привязано к наличию у гражданина статуса «инвалид».

Система льготного лекарственного обеспечения, обеспечения техническими средствами реабилитации и медико-социальной реабилитации должна служить профилактике   инвалидизации населения и строиться на основании наличия у граждан, каких-либо инвалидизирующих хронических заболеваний и функциональных нарушений организма.

Таким образом, право на льготное лекарственное обеспечение, обеспечение техническими средствами реабилитации и медико-социальную  реабилитацию должно зависеть от наличия конкретного заболевания в специальном Перечне тяжелых инвалидизирующих хронических заболеваний и функциональных нарушений организма. Лекарственное обеспечение и обеспечение техническими средствами реабилитации данной группы граждан должно осуществляться за счет федерального и региональных бюджетов. Полномочия бюджетов разных уровней должны быть четко определены в законодательном порядке.

Данное положение необходимо отразить в следующих нормативных документах:

- Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

- Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (с изменениями от 10 июля 1995 г., 27 декабря 1997 г., 3 августа 1998 г., 29 марта, 5 апреля 1999 г., 21 сентября 2000 г., 9 ноября 2001 г., 14 февраля 2002 г.). 

8. Одним из важнейших направлений в профилактике инвалидизации населения являются медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение. За последние годы благодаря применению инновационных средств и протоколов лечения заболевания, ранее считавшиеся неизлечимыми, могут быть излечены полностью или достигается полная клиническая ремиссия. Очевидно, что такие пациенты, наряду с другими, нуждаются в реабилитационных программах и лечении в санаторно-курортных организациях. Однако действующие нормативные документы устанавливают прямые противопоказания для направления определенных категорий хронических больных на долечивание (реабилитацию) в санатории. Так, например, пациенты с онкологическим или гематологическим диагнозом в анамнезе необоснованно исключаются из реабилитационных мероприятий по общим противопоказаниям к санаторно-курортному лечению.

В связи с этим в свете современных достижений медицинской отрасли Совет считает необходимым пересмотреть методические рекомендации по направлению хронических больных нареабилитационное лечение в условиях санатория.

9. В настоящее время все технические средства реабилитации инвалидов в рамках федерального перечня ТСР закупаются на основании Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ оказании услуг для государственных и муниципальных нужд», который  в качестве основного критерия отбора победителя аукциона предусматривает цену товара. Таким образом, в большинстве случаев поставщики вынуждены участвовать  в государственных аукционах с наиболее дешевыми техническими средствами реабилитации, которые зачастую не в полной мере отвечают потребностям инвалидов в уходе и реабилитации.

Как результат производители не переходят на новые технологии, поскольку они массово не востребованы, а инвалиды вынуждены искать необходимые им технические средства реабилитации иностранного производства, стоимость которых для них порой непосильна. В самом худшем положении оказываются инвалиды со сложными нарушениями функций организма, которые нуждаются в более обширной помощи для реабилитации.  Такой замкнутый круг приводит к неудовлетворению реабилитационных потребностей инвалидов, снижению результатов реабилитационного процесса и как следствие – к  недостижению целей реабилитации - социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

В частности, данный вопрос в качестве приоритетного обсуждался на встрече Президента РФ Дмитрия Медведева с представителями инвалидных организаций 13 октября с.г. в Кремле, и по итогам данной встречи дано поручение Президента (ПР-3516 от 23.12.2011г.) ответственным  ведомствам  по внесению поправок  в действующие нормативные акты. Совет полностью поддерживает  данные предложения, и считает целесообразным  введение критерия качества продукции в качестве основного  при проведении государственных аукционов по закупке технических средств реабилитации инвалидов. Данные положения необходимо зафиксировать путем поправок  в 94-ФЗ. Помимо этого, считаем  целесообразным  применение международных стандартов при подборе технических средств реабилитации для инвалидов.

Совет предлагает внести соответствующие изменения в действующее законодательство, предусматривающие введение определенных критериев к качеству, эффективности и потребительским свойствам лекарственных средств и технических средств реабилитации, закупаемых за счет государственного бюджета.

Порядок подбора  ТСР должен быть гибким и основываться на Перечне показаний и противопоказаний для обеспечения  техническими средствами реабилитации инвалидов. 

В настоящее время Минздравсоцразвития России выработаны подходы к решению данного вопроса.

Одной из мер является включение в конкурсную документацию, разрабатываемую уполномоченными органами, а именно: Фондом или уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, которому в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», переданы полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению ТСР (далее – субъект Российской Федерации), требований к виду и размеру обеспечения исполнения государственного контракта на поставку ТСР.

Иной мерой повышения качества поставляемых ТСР может быть комплекс мероприятий, осуществляемых Фондом. 

К указанным мероприятиям относится подготовка конкретных рекомендаций территориальным органам Фонда по разработке технических заданий при размещении заказов на поставку качественных ТСР, в том числе кресел-колясок. Данные рекомендации будут согласовываться с ФАС России.

В целях удовлетворения индивидуальных потребностей каждого инвалида мероприятиями предусмотрено также: разделение лотов по видам наименований при размещении заказов на поставку ТСР, а также включение в технические задания, разрабатываемые территориальными органами Фонда, качественных характеристик закупаемых ТСР; включение в конкурсную документацию: требований к виду и размеру обеспечения исполнения государственного контракта, требований о доставке и передаче ТСР по месту жительства инвалида в присутствии ответственного лица Фонда или уполномоченного органа субъекта Российской Федерации. 

10. Учитывая социальное значение всего комплекса проблем связанных с проведением медико-социальной экспертизы Совет считает целесообразным рассмотреть вопрос разработки отдельного федерального закона, более детально регулирующего все аспекты правоотношений возникающих в данной области.

 
" data-yasharelink="http://childhope.ru/zasedanie_soveta_obshhestvennyix_organizaczij_po_zashhite_prav_paczientov_pri_ministerstve_zdravooxraneniya_i_soczialnogo_razvitiya_rossijskoj_federaczii/" data-yashareimage="http://childhope.ru//img/logo.jpg" data-yasharetype="medium" style="text-align: right;">
← все новости
Закрыть
Что мы можем сделать все вместе?
Мы стремимся, чтобы каждый человек планеты смог реализовать
свою потребность делать добро окружающим его людям!

Огромное спасибо, что вы не остаетесь равнодушными и помогаете детям, попавшим
в беду. Наше здоровье в условиях современной экологии, экономики и стрессов —
вещь очень хрупкая. Никто не застрахован от проблем с ним. И самая незащищенная
категория — это наши дети.

Закрыть
Осторожно!
Мошенники, представляясь волонтёрами МБОО "Возрождение",
собирают средства в метро и других общественных местах.

Помочь нашим детям можно только способами, указанными на сайте.